План профориентационной работы МБОУ «СШ №3»
на 2019-2020 учебный год
Цель
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
- Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
- Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
- анкетирование и тестирование старшеклассников;
- профориентационные опросники;
- профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
- экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
- посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);
- посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
- содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
- расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
№ п/п | Мероприятия | Участники | Сроки проведения | Ответственный | ||
1. Организационно-информационная деятельность | ||||||
Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов | сентябрь | Ответственный за профориентацию | ||||
Координирование работы педагогического коллектива | в течение года | Ответственный за профориентацию | ||||
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов. | август-сентябрь
| Ответственный за профориентацию, заместитель директора по УВР | ||||
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп. | август-сентябрь | Ответственный за профориентацию | ||||
Осуществление взаимодействия с ЦЗН, учреждениями профессионального образования г.Касимова, предприятиями | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию | ||||
2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками | ||||||
Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий | Классные руководители | в течение года | Ответственный за профориентацию | |||
Организация семинаров по проблемам личности обучающихся: — «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся», — «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии», — «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся» | Классные руководители, учителя -предметники | в течение года | Ответственный за профориентацию, заместители директора по УВР и ВР | |||
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися | ||||||
Выявление выбора предпочтений обучающихся предметных курсов | Обучающиеся 9-11 классов | сентябрь | Зам. директора по УВР | |||
Выявление выбора предпочтений обучающихся занятий в творческих группах | Обучающиеся 1-11 классов | сентябрь | Зам. директора по ВР | |||
Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, учителя-предметники | |||
Организация и проведение классных часов по профориентации | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |||
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях) | Обучающиеся 1-11 классов | течение года | Ответственный за профориентацию, учителя-предметники, зам. директора по ВР | |||
Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование медиатеки | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, библиотекарь | |||
Организация экскурсий на предприятия | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |||
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |||
Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования | Обучающиеся 8-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |||
Обеспечение участия обучающихся в работе ярмарки вакансий ЦЗН с целью знакомства с учреждениями среднего профессионального и высшего образования и рынком труда. | Обучающиеся 8-11 классов | Март-апрель | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |||
4. Профориентационная деятельность с родителями | ||||||
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора элективных курсов по учебным предметам | Родителя обучающихся 9-11 классов | сентябрь | Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители | |||
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего образования. | Родителя обучающихся 1-11 классов | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители | |||
Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования | Родителя обучающихся 1-11 классов | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники | |||
Примерная тематика классных часов.
№ | 1-4 классы. |
1 | Мир моих интересов |
2 | Профессии наших родителей. |
3 | Путь в профессию начинается в школе. |
4 | Моя мечта о будущей профессии. |
5 | Труд на радость себе и людям. |
5-8 классы. | |
1 | Мир профессий. Человек и техника. Встреча с начальником ж/д |
2 | Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия на ЛПП |
3 | Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи. |
4 | Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. |
5 | Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
6 | Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку |
7 | Мир профессий. Зеленое богатство. Экскурсия в лесничество, ЛТШ |
8 | Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. |
9-11 классы. | |
1 | Познай самого себя. Беседа, тестирование. |
2 | Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование. |
3 | Профориентация и медицинская профконсультация. |
4 | Мотивы выбора профессии. |
5 | Психологические характеристики профессий. |
6 | Они учились в нашей школе. |
7 | Выпускники школы-учителя |
8 | Профессии с большой перспективой. |
9 | Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. |
10 | Сотвори свое будущее. Проект |
11 | Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |
26 февраля – Экскурсия в нефтегазовый колледж
26 февраля 2020 года учащиеся 7-х классов посетили Касимовский нефтегазовый колледж с профориентационной экскурсией
4 февраля — Экскурсия на Приокский завод Цветных металлов
4 февраля 2020 года учащиеся 10А класса посетили с экскурсией Приокский завод Цветных металлов. Встреча с работниками завода прошла интересно и увлекательно.
26 ноября – Профориентационное мероприятие
26 ноября в 9-х классах прошла профориентационная встреча. На встрече присутствовали представители областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования `Клепиковский технологический техникум`, которые рассказали учащимся о факультетах, правила поступления и условиях проживания.
14 ноября – Профориентационная встреча ПФР
14 ноября 2019 года в ЦКР прошла встреча с представителями ПФР с информационно-разъяснительной работой по повышению пенсионной и социальной грамотности средиучащийся молодежи. На мероприятии присутствовал начальник ГУ-УПФР по Касимовскому району Рязанской области Юрий Олегович Беляев, ведущий специалист ПФР Ирина Курганова. Для учащихся была проведена лекция на которой их ознакомили с основами современного пенсионного обеспечения, о функционале электронных сервисов и мобильных приложений ПФР. Также была проведена виртуальная экскурсия по Управлению ПФР по Касимовскому район, из которой они узнали историюсоздания пенсионной системы России, работу специалистов Пенсионного Фонда.
13 ноября — Профориентационная встреча школьников с руководством Рязанского политехнического института |
13 ноября 2019 года для школьников старших классов общеобразовательных учреждений города Касимова на базе МБОУ «СШ №4» прошел круглый стол «Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для Рязанского региона», который был организован руководством Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета по инициативе и при поддержке главы администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Авдеева Игоря Валерьевича. В работе круглого стола приняли участие заместитель главы администрации по социальным вопросам Козлова Елена Вячеславовна, начальник управления образования и молодежной политики Ермакова Татьяна Викторовна, преподаватели института, педагоги и старшеклассники школ города Касимова. С участниками обсуждался вопрос предоставления качественного среднего профессионального и высшего образования. В регионе одним из таких ВУЗов является Рязанский политехнический институт. Директор института Игорь Александрович Мурог в своем выступлении подробно осветил основные направления ВУЗа, рассказал о тех предприятиях, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Все это позволяет институту непрерывно развиваться и оставаться ведущим учреждением в области, осуществляющим подготовку инженерных кадров, высококвалифицированных специалистов. В заключение круглого стола для всех присутствующих было организовано угощение фирменными пирожками по рецепту Игоря Мурога. |
13 ноября — выставка «Образование и карьера».
13 ноября в Центре культурного развития прошла выставка «Образование и карьера» в которой приняли участие ученики 9-х классов МБОУ «СШ №3».
На выставке колледжи и техникумы Рязанской области продемонстрировали свои направления подготовки. Школьники смогли осмотреть стенды, представленные учебными заведениями, пройти тестирование на профориентацию, а также несколько мастер-классов, в том числе по приготовлению быстрых и простых блюд, а также получить нужную им информацию об учебных специальностях.
7 ноября — Профориентационная встреча с представителями Рязанского государственного агротехнологического университета им.П.А.Костычева
7 ноября на базе МБОУ «СШ № 7» прошла встреча учащихся 9-11 классов школ города Касимова с
представителями Рязанского государственного агротехнологического университета им.П.А.Костычева.
Для учащихся выступил первый проректор, доктор технических наук, профессор Сергей Николаевич
Борычев. Он рассказал о направлениях и специальностях, по которым ведется подготовка в Рязанском
государственном агротехнологическом университете, об условиях обучения в ВУЗе, досуге студентов,
а также о перспективах дальнейшего трудоустройства по выбранным специальностям.
Ответственный секретарь приёмной комиссии университета Татьяна Анатольевна Стародубова
пояснила старшеклассникам условия и сроки поступления в ВУЗ, отметила возможность обучения, как
на бюджетной, так и на платной основе.
Студенты ВУЗа показали для учащихся видеофильм, который очень подробно раскрывает возможность
трудоустройства по завершении обучения, рассказали об интересном досуге, организованном в
учебном заведении, показали небольшой концерт для старшеклассников.
В этот день старшеклассники школ смогли посетить мастер-классы, организованные
студентами Рязанского государственного агротехнологического университета, которые носили
характер, раскрывающие суть обучения на том или ином факультете. Старшеклассники увидели
мастер-классы по ветеринарии, зоотехнии, экономике и менеджменту, агроинженерии,
автомобильному хозяйству, экологии леса.
26 октября — День открытых дверей в МВД
26 октября 2019 года учащиеся старших классов посетили Рязанский филиал Московского университета МВД России на «День открытых дверей». Ребятам рассказали о правилах поступления и последующего обучения в ВУЗе, провели экскурсию по территории ВУЗа.
22 октября — Профориентационная встреча с представителями ФСБ
С 21 по 25 октября в регионе проходит военно-патриотическая акция «Дни образовательных организаций ФСБ России». 22 октября в Касимове прошла выездная агитационно-встреча представителей Московского пограничного института ФСБ России и первого кадетского корпуса Санкт-Петербурга со старшеклассниками и членами Юнармейского отряда.
Во время встречи курсанты рассказали об особенностях службы в органах безопасности, а также пригласили наиболее подготовленных кандидатов для поступления в образовательные учреждения ФСБ России и на службу в органы безопасности.В завершение встречи каждый желающий мог подробно узнать о правилах поступления в предлагаемые вузы и сфотографироваться на выставке вооружения.
18 октября — «Круглый стол» на тему «Местная демократия: построение доверия»
18 октября 2019 года учащиеся МБОУ «СШ №3» Авдеева Дарья и Пряничникова Алина приняли участие в круглом столе «Местная демократия: построение доверия». На встречи глава города Галина Ивановна Абрамова рассказала участникам Круглого стола о непосредственной работе депутатов, проблемах, с которыми сталкивается муниципалитет, о ближайших планах, над воплощением которых предстоит потрудиться представителям всех органов власти. Также Галина Ивановна напомнила молодёжи, что органы власти всегда открыты для диалога. Любой гражданин может обратиться к депутату или муниципальному служащему с интересующим вопросом или предложением.
«Круглый стол» позволил познакомить подрастающее поколение с работой представительного органа местного самоуправления и рассказать молодежи о важности проявления активной гражданской позиции.
Информация о проведенной работе по профориентации
в МБОУ «СШ №3» за 2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Категория участников |
1 | Профориентационная встреча с представителями Рязанского медицинского колледжа филиал город Касимов | 16.10.2018г. | Учащиеся 9-х классов |
2 | Участие в акции «Неделя без турникетов». Посещение предприятия ООО «Касимов-Древ» | 19.10. 2018г. | Учащиеся 8-х классов |
3 | Встреча с представителями военного саратовского училища. | 22.10.2018г. | Учащиеся 9-х классов |
4 | Экскурсия на предприятие «Рельеф центр» | 12.11.2018г. | Учащиеся 8-х классов |
5 | Экскурсия на профориентационный фестиваль «Билет в будущее» | 23.11.2018 | Учащиеся 8-х классов |
6 | Профориентационная встреча в ЦКР | 06.12.2018г. | Учащиеся 8-9 классов |
7 | Экскурсия в «Бизнес-инкубатор» | 29.03.2019г. | Учащиеся 9 – 11 классов |
8 | Встреча с представителем ЦЗН Булатовой О.М. | 18.04.2019г. | Учащиеся 9-х классов |
9 | Встреча со студентами Московского Православного Свято-Тихоновского Государственного университета | 16.02.2018г. | Учащиеся 9 – 11 классов |
10 | Экскурсии на день открытых дверей в ВУЗы | Группа учащихся 11 класса | |
11 | ОНЛАЙН-уроки по профориентации
| По графику | Учащиеся 9-11 классов |